Новый год: история возникновение праздника

Новый год: история возникновение праздника

Наши предки, восточные славяне, отмечали приход Нового года точно так же, как и другие народы, весной, 1 Марта.
Год делили на две половины: летнюю и зимнюю. Начинался он с первого весеннего месяца — марта, потому что именно с этой поры природа пробуждается ото сна к жизни.
Даже названия месяцев у древних славян тесно связаны с явлениями природы:
 
Современное русское название Древнеславянское название Значение
 Январь  Сечень  Время рубки леса
 Февраль  Лютый  Лютые морозы
Март
 Березозол  Начинает цвести береза, сбор березового сока
 Апрель  Цветень  Цветение садов
 Май  Травень  Зеленеет трава
 Июнь  Червень  Краснеют вишни
 Июль  Липец  Цветение липы
 Август  Серпень  Время жатвы
 Сентябрь  Вересень  Цветение вереска
 Октябрь  Листопад  Опадение листвы
 Ноябрь  Грудень  От слова «груда»
 Декабрь  Студень  Наступление холодов
 

Хроника новогодней неразберихи

    История этого праздника насчитывает, по меньшей мере, 25 веков.

На Руси Новый год встречали весной: как над землёй поработаешь, так и год проведешь

 
       В 1492 году, который был 7 000 годом от сотворения мира, царь Иван III повелел своим царским указом перенести празднование начала нового года на 1 сентября, объединив его, таким образом, с праздником сбора урожая и сроком сбора податей и оброка, так 10 сентября 1492 года года было «отпраздновано» по новому. Кстати, именно в этот же день Иван III велел всем жалобщикам являться в столицу. Эта традиция - встречи Нового года 1 сентября - продержалась на Руси почти двести лет - до 1700 года. 
 

Празднование новопетия открывалось вечерней службой накануне 1 сентября, после этой службы совершалось молебное пение по новолетию, а иногда и Симеону Столпнику. В полночь церковный колокол возвещал о наступлении Нового года. Кульминацией новогоднего праздничного богослужения и новогоднего праздника в целом, по крайней мере в Х\/|| в., было так называемое действо нового лета или многолетнего здравия (другое название — «чин препровождения лету»). Отправлялось оно на площади перед храмом между утреней и обедней (по одним источникам — на рассвете, по другим — в полдень) при огромном стечении народа. Особенно торжественно «действие многолетнего здравия», начинавшееся крестным ходом, проходило в Москве на Ивановской площади Кремля. Главными действующими лицами в нём были патриарх и царь.

Завершалось действо провозглашением царём здравицы народу и ответной здравицей ему на многие лета. За обменом благопожеланиями между царем и народом следовали раздача царских пирогов приближенным и царской милостыни народу, а таюке прием принесенных царю челобитных. Заслышав благовест к обедне, собравшиеся расходились по своим приходским церквям. А после обедни навещали старших родственников, поздравляя их с наступлением нового года. Сентябрьское новолетие, начинавшее «круг церковный», приравнивалось в допетровской Руси к великим праздникам. И потому благочестивые люди считали своим долгом в первый день сентября не только побывать на всех богослужениях, но и помочь бедным, больным и убогим. С этой целью посещали странноприимные дома и остроги, посылали туда милостыню и всякого рода кушанья, в том числе и разные хлеба (калачи, пироги, пряники и т.д.)‚ раздавали милостыню нищим‚ одаривали деньгами, одеждой и пищей бедняков.

   Почти 200 на Руси народ праздновал Новый год в сентябре. Праздник оброс народными традициями и новогодними забавами, однако…
   Царь Пётр, возвратясь из очередной поездки за "знаниями", привёз в Россию моду брить бороду, курить трубку, одеваться в европейский сюртук и праздновать начало года по-европейски-в январе. И для пущего удобства отношений с Европой велел сменить и отсчёт лет. Последний, осенний Новый год 1 сентября 7208 года отметили весело. Воевода Шеин собрал на праздник бояр, чиновников, гвардейцев и матросов. Пётр собственноручно раздавал яблоки, поздравлял служилых, называл каждого "братом".
 

Отпразднуем ещё разок

 
   Через несколько месяцев праздник Нового года повторили. Утром 15 декабря тогда ещё 7208 года барабанный бой призвал москвичей собраться на Красной площади. С высокого помоста царский дьяк зачитал указ Петра "О новом счислении лет". Предписывалось "писать впредь c января с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира".
   20 декабря 7208 года тот же дьяк огласил ещё один указ - "О праздновании Нового года": "Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселmя поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым пьянства и мордобоя не учинять-на то других дней хватает. А кто на Новый год не веселится, тех бить батогами."
   В полночный час 1 января 1700 года во всех церквах впервые прошло ставшее после традицией полночное бдение. Кстати, тогда же впервые церкви были украшены ёлками. При возглашении в Успенском соборе монарху и царскому дому многолетия по всей столице ударили колокола и началась пушечная и оружейная пальба.
   Многоголосый гул колоколов и пушек слился с радостными возгласами москвичей, превратив затем и ночную столицу в дымный, но яркий день. Гуляли всю неделю. Благодаря хвойным украшениям деревянный город за несколько дней весь был усыпан иголками, а снег превратился из белого в чёрный. Пётр объезжал дома ближних стольников с высочайшей проверкой - празднуют или не празднуют, украсили ёлку или пренебрегли. Всю неделю вельможи угощались обедами при дворе, подлый люд пил медовуху, пиво и квас,, И "кто сидел с кислой миной", был бит батогами. выставленные бесплатно на улицах, а середнячки просто ходили друг к другу в гости.
 

Снова Новый год!

   15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил народу на Красной площади (из уст царского дьяка) о том, что "в знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было по большим проезжим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению инваря (т. е. января) по 7-е число того же года. В 1-й день, в знак веселья, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет".
  В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружей учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет. С 1-го по 7 января по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы.
Первым пустил ракету Петр I. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года, а вслед за тем началось празднование и по всей Белокаменной.
  В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
Итак, к началу царствования Петра Великого в России был год 7207 (от сотворения мира), а в Европе 1699 (от Рождества Христова).. Но с этим было покончено. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (нецерковный) характер.
 
   Реформу Пётр объяснил так: «А то указали Мы Великий Государь учинить, для того, что во многих Христианских окрестных народах, которые православную Христианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова».
   Ёлки и новогодние фейерверки появились в наших домах и на улицах так же благодаря этому указу Петра: «по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. А людям скудным (то есть бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям каждому на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же».
94
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!